Сочи криминальный. Охотники на "здыхов"

Аватар пользователя Газета Сочи

Экстремальная журналистика. Самые громкие преступления в истории курорта. Автор Сергей Золовкин.

Пройдет 20 лет и даже такие жестокие насильники как Кошельков покажутся сущими детьми на фоне четверых местных парнишек и смазливой девицы. Именно эти провинциальные бездельники оставили заметную кровавую отметину в истории… одной из самых засекреченных спецслужб страны.

Андрей Шаманов, Сергей Рыбаков, Евгений Власов и Станислав Гиталов с виду были совершенно разными. И все же что-то общее, фатальным образом объединяющее, было в каждом из этих коренных сочинских парней. Они росли на стыке двух разных эпох. Между бывшей империей СССР и все еще не определившейся Россией. Росли как полынь в заброшенном поле. Как дикая ежевика на кавказских склонах…

 

 

Колючие, задиристые и не по возрасту циничные ребятки подхватили из того прошлого, когда Сочи еще был перенаселен отдыхающими, презрительное словечко "здых". Было время, когда даже законопослушные, благовоспитанные сочинцы не удерживались от соблазна запустить в кого-нибудь такое дурное прозвище.

 

Толком никто и не знает, откуда "здых" произошло. Больше склоняются к тому, что это трансформация выражения, более чем распространенного в относительно недавнем прошлом. Когда, выдираясь из переполненного, душного автобуса или проталкиваясь сквозь распаренную толпу приезжих где-нибудь на Торговой галерее, тот либо иной измученный абориген не удерживался от раздраженного: "Понаехало вас тут! Да шоб вы уси повыздыхалы"!

 

Своего "здыха" Власов приметил сразу. То, что это отдыхаюший, Евгений почему-то не сомневался. Одет подобающе. Сильно навеселе. Пошатывается. У пункта обмена валюты что на горе Бытха достал из новенькой сумочки на поясе сто "гринов" для обмена. А откуда у местного славянина, если он не "блатной" и не большой начальник могут быть такие деньги?

 

Это потом, уже на следствии, выяснится, что у потерпевшего более 20 долларов быть и не могло. Что Власов и его близкая подружка Смирнова увидели то, чего не было, но что очень хотелось увидеть. И что свою сумочку Сергей Кущенко (назовем его так) купил именно в тот несчастливый вечер. Перед тем, как пойти на день рождения друга. Где и пришлось хорошенечко выпить. А потом возвращаться домой, на Бытху, уже затемно.

 

После бешеной нагрузки по службе это были первые выходные за несколько последних месяцев. Настроение у Сергея было приподнятое. Хотелось с кем-нибудь просто поболтать ни о чем. Расслабиться как следует. Взгляды Власова и Кущенко встретились. Власов попытался улыбнуться. Но у его любовницы Верки-Вероники это получилось гораздо лучшее и приветливее. Кущенко приглашающе махнул рукой: угощаю, ребята!

 

Пока он расплачивался за пиво и сигареты, Власов скосил глаз на расстегнутую сумку: "Точно, "бабок" там должно быть до черта! Видно, этот "здых" только приехал. Еще не успел все пропить. Здоровенный, черт! Из военного санатория, наверняка. Офицер какой-нибудь"...

 

Это было единственное, в чем Евгений Власов не ошибся. Сочинец Сергей Кущенко был офицером. Но только не армейским. А из той силовой антитеррористической структуры, которая предпочитает лишний раз не засвечиваться.

 

Узнай об этом Власов вовремя, наверняка бы отказался даже от мысли "пощипать" чужую сумочку. И не потому, что местному местного грабить "западло". Трусоватый, болезненный, досрочно демобилизованный из армии Евгений пришел бы в ужас от того, что его преступные помыслы направлены на спортсмена, способного кого хочешь сделать потерпевшим.

 

А Сергей Кущенко был не просто мастером спорта по боксу. В местном РОСО, региональном отделе спецопераций Краснодарского УФСБ, во время занятий в спортзале редко кто мог устоять в спарринге против этого офицера, награжденного боевым орденом за блестящее выполнение заданий особой сложности.

 

Ничего этого, конечно же, Власов не знал. Зато он знал: можно и нужно привлекать к делу Шаманова! Тот смотрел на всю эту праздную курортную жизнь с похожим охотничьим прицелом.

 

Отца своего Шаманов не помнил. А мать вечно болела. Она пристрастилась не только к алкоголю, но и к наркотикам. Андрей тоже начал пить чуть ли не с первого класса. Свою школу он вскоре возненавидел и был из нее исключен. Вечернее обучение больше смахивало на фильм ужасов. Для несчастных учителей. Шаманов терроризировал их как мог. И педагоги принимали за праздник каждый урок без его присутствия.

 

Чем дальше, тем чаще Шаманова приводил в бешенство весь этот благополучный мир курорта. С его сытыми лицами, беззаботными улыбками, тугими кошельками, опрятной, пестрой одеждой и здоровыми, заботливыми родителями шумливых и беспечных ребятишек.

 

В драках Горилла - так уже вскоре шпана прозвала не по годам рослого и чрезмерно лохматого Андрея - был свиреп и неустрашим. За ним темным шлейфом клубились слухи. В уличных компаниях поговаривали, что именно Горилла за здорово живешь, просто так "замочил" случайного прохожего на пешеходной тропе. И что именно Шаманов убил сторожа детского сада. Не случайно ведь он носил с собой нож.

 

Опыт у Гориллы был. Он хорошо понимал, что красиво выточенная "финка" или изготовленная из напильника "заточка" потянут на уголовную статью за хранение холодного оружия. Поэтому за поясом брюк он всегда держал самый обыкновенный кухонный ножик. С остро отточенным лезвием длиной 18 сантиметров.

 

Шаманов как и Власов полагал: "здыхи" на то местным и даны, чтобы их можно было трясти как перезрелую грушу. У них все равно денег не считано. А жаловаться такой не побежит. Побоится, что менты окончательно испортят отдых. Например, задержат возвращение домой. Или еще какую гадость придумают.

 

Драма на спортплощадке

 

Так или примерно так думал и Сергей Рыбаков, самый опытный в этой случайно собравшейся компании. За ним уже был один разбой с условной мерой наказания. И поэтому Рыбаков присматривался к Сергею Кущенко по особенному. Почти как профессионал. Кущенко не обратил никакого внимания на то, что Власов незаметно отлучился. И о чем-то переговаривает у кинотеатра "Аэлита" с кучковавшимися там парнями. Сергей рассказывал анекдоты Смирновой. Девушка заливисто хохотала. Молодой мужчина атлетического сложения ей явно нравился.

 

- Да, здоровый... Такого в открытой "махаловке" не возьмешь, - наконец оценил ситуацию Рыбаков, - Будем ловить "здыха" на приманку.

 

- Не трогайте его, ребята! - чуть ли не взмолилась Смирнова, когда Власов отозвал ее в сторонку "на минутку". Она уже знала, на что способны эти парни вместе и каждый по отдельности. И ей было страшно.

 

- Да кому он нужен! - успокоил Шаманов, - Пугнем, только. Сам все выложит....

 

И показал нож за поясом. Тогда еще никто из этой веселенькой гоп-компании не предполагал, что не пройдет и получаса, как остро отточенное лезвие войдет в человеческую плоть словно в масло.

 

А Вероника свое дело знала. Да и подвыпившему здоровому мужику многого не потребовалось. Парочка томных взглядов, несколько кокетливых улыбок и "здых" был готов. Без колебаний он принял многозначительное приглашение Смирновой «прогуляться в ночном парке». Вероника повела Сергея Кущенко туда, где в тот поздний час было безлюдно и темно. На верхнюю спортплощадку Центрального военного санатория, носившего еще недавно имя наркома Ворошилова.

 

Сергей совершенно не насторожился. Он уже давно разучился бояться простых бытовых ситуаций. Ведь мирная жизнь на курорте куда безобиднее хотя бы той позапрошлогодней операции, когда "рыбкой" пришлось влетать в оконный проем и еще в воздухе стрелять из "Стечкина" на поражение, ощущая, как ответная пуля рецидивиста бьет по пластине бронежилета с такой силой, что аж затрещали ребра. А здесь... У кого из гражданских хватит дерзости и силенок выступить против спецназовца "Альфы"?

 

Поэтому Кущенко более удивился, чем возмутился, когда возникший за спиной Рыбаков что есть силы ударил его железным уголком. Это произошло после того, как Власов и Шаманов нарушили уединение Вероники и Сергея. Предлог они выдвинули банальный: "Закурить не найдется"?

 

В это мгновение Кущенко боковым зрением профессионально зафиксировал какое-то движение за спиной. Несмотря на сильное опьянение, Сергей успел сгруппироваться. Железяка угодила не в голове, а по плечу.

 

Все дальнейшее происходило быстро и непоправимо. Спецназовец действовал именно так, как и подобает профи. Он молниеносно вычислил самого рослого и сильного в этой гоп-компании. И не стал отвечать щупловатому Рыбакову ударом на удар. Боксер попытался нокаутировать Шаманова-Гориллу и Власова. Те стояли перед Кущенко. И уже были готовы приступить к избиению. Каждый из них лег бы на эту спортплощадку после первого же кущенковского апперкота в лоб или челюсть. Но до вертких ребятишек надо было еще дотянуться. А ведь знающие люди согласятся: опытный уличный драчун зачастую куда опаснее обладателя черного пояса по каратэ, привыкшего сражаться по спортивным правилам.

 

В драке у военного санатория никаких правил, конечно же, не было. Трое пытались свалить одного. Подросток Гиталов, несший до спортплощадки орудие нападения и передавший затем металлический уголок Рыбакову, теперь испуганно забился в кусты. Смирнова взвизгнула, в панике заметалась, обронила свою зажигалку, ополовиненную пачку сигарет "LM" и рванула куда глаза глядят.

 

А курортные грабители уже на второй минуте схватки осознали, что напали они не на того. Если это и "здых", то необычный "здых". Не такой, какие попадались до этого. Этот бугай не присаживается на корточки, не прикрывает руками голову, не блеет жалобным голосом: "Ребята, не бейте, все сам отдам". Этот опасен и страшен. Этот старается ударить "на отключку". Метя точно и профессионально. А не отмахиваясь беспорядочно и смешно.  Кто-то из троих бросился в ноги Кущенко. Он упал. Но не выпустил горла Власова. Тот захрипел.

 

Безумная ярость захлестнула Шаманова. Еще никогда и никто так упорно не сопротивлялся его злому натиску. Горилла выхватил из-за пояса нож и 4 раза ударил Кущенко в спину. Руки разжались. Власов отполз в сторону, со свистом глотая ночной воздух, напоенный запахами моря и буйного субтропического цветения. Рыбаков сорвал с пояса "здыха" сумку.

 

Пройдет еще десяток минут и разбойники ощутят холодный, липкий пот ужаса на своих телах. Под уличным фонарем они вытащат из этой самой сумочки не только пейджер и какие-то жалкие 350 рублей. В лихой троице сработает исторический ген любого советского человека. Шаманова, Рыбакова и Власова приведет в трепет красная «корочка» с золотым тиснением "Федеральная служба безопасности"

 

- П...ц нам всем, пацаны! - подведет черту враз протрезвевший Горилла, - Это "Альфа"! Она нас в клочья теперь разорвет!

 

ОРМ в чрезвычайных обстоятельствах

 

После того как 18-сантиметровое лезвие пробивает печень и легкое, обычный человек уже не поднимается. Мгновенная потеря крови оставляет его лежащим навсегда. Сергею же Кущенко еще хватило сил добраться до высотного корпуса бывшей "Ворошиловки". И даже набрать номер "Скорой помощи" у перепуганной дежурной. После чего Кущенко упал на каменный пол и умер.

 

Так курорт Сочи отметился по-своему уникальным преступлением, действительно не имеющим аналогов в мире. Потому что никогда и нигде еще «альфиста» не убивали вот так глупо и нелепо. Был Афган. Был Вильнюс с таким топорным захватом телецентра и гибелью лейтенанта спецназа КГБ. Была осада московского Белого дома и снайперской пулей между пластин бронежилета бойца "Альфы". Но чтобы какая-то шпана обычным кухонным ножом в кустарнике на курорте...

 

По тревоге был поднят на ноги весь личный состав местных УФСБ и УВД. Для тогда еще полковника Алексея Белозерова, именно в эти тревожные дни принимавшего под свое начало местное управление внутренних дел успех в раскрытии данного преступления значил чрезвычайно много. "Альфовцы" же вообще посчитали делом своей чести найти подонков. И, если позволят обстоятельства, положить их на месте как при попытке к сопротивлению или к бегству.

 

Хостинский угрозыск знал о таких грозных намерениях. И при всем сочувствии к чекистам подобные кардинальные планы не одобрял. Убийцы им нужны были живыми. Но для достижения подобной цели требовалось работать на опережение. Необходимо было раньше ФСБ выйти на след.

 

На пачке "LM" эксперты выявили след среднего пальца правой руки. Предположительно дамского. Остальное для начальника Хостинского угро Юрия Молькина, а также его наиболее умелых и опытных сотрудников Олега Никеева и Сергея Агаева оказалось делом сыскной техники. В той негласной конкурентной борьбе, что вольно либо невольно разгорелась между оперативниками УФСБ, городского управления и райотдела, успех пришел к тем, кто прочнее вкопался "в землю". Так на профессиональном жаргоне называют находящихся в самой гуще оперативно-следственной работы. Тех, кто делает самую трудную и рутинную ее часть. Кто сутками вертится меж простого народа, а не просиживает штаны в кабинетах.

 

Этот самый народец, из числа приметливых и когда-то хостинским угрозыском завербованных, шепнул «оперу» про кровь на руке Шаманова, промелькнувшего мимо кинотеатра "Аэлита" в ночь с 15 на 16 июня 1999 года. Знание местной ситуации немедленно вывело сыщиков на всю шамановскую компанию. Единственной женщиной в ней могла быть только Вероника Смирнова.

 

Откатали ее пальчики, сравнили с отпечатком, снятым с пачки сигарет. И уже через 48 часов после нападения на Сергея Кущенко беспрецедентное дело можно было считать раскрытым.

 

Шаманов, Рыбаков, Власов, Смирнова и Гиталов поначалу путались в показаниях. Пытались перевалить вину друг на друга. Но машина следствия неумолимо катила к приговору.

Судебная коллегия по уголовным делам Краснодарского краевого суда заседала относительно недолго. 26 января этого года была поставлена точка.

 

Станислав Гиталов, 1983 года рождения, как наименее испачкавшийся в невинной крови ограбленного человека, получил 3 года лишения свободы. 24-летняя Веронику Смирнову председательствующая Елена Карянова приговорила точно к такому же сроку. Только с конфискацией имущества. Хотя, что там было конфисковывать...

 

Евгений Власов выйдет из колонии через 8 лет. Тогда ему будет 31 год. 17-летнего Андрея Шаманова, как не достигшего совершеннолетия к тому моменту когда он зарезал человека, наш самый гуманный в мире российский суд направил в воспитательную колонию общего режима. Оттуда через годик Горилла уйдет на взрослую "зону". Где и должен будет находиться до 2009 года.

 

Больше всего досталось Сергею Рыбакову. К 9 годам его срока прибавили неотбытое за прежнюю судимость. Итого получился "червонец". Если не сгинет за колючей проволокой и не попадет под условно-досрочное освобождение, вернется домой 32-летним мужиком. В расцвете сил.

 

А вот родные Сергея Кущенко не дождутся его уже никогда.