Тайны подземного Сочи

Аватар пользователя Газета Сочи

Часть первая: Тень Сталина. Метро в канализации

О сочинском метро ходит много легенд. Большая часть из них упоминает подземные тоннели с рельсами, построенные для скрытного передвижения вождя народов Сталина в Зимний театр. Не менее интересны рассказы жителей о рельсах из Морпорта до ЖД вокзала и подземном городе, построенном на случай атомной войны. Впрочем, если сеть бомбоубежищ и тайные ходы для спасения высокого руководства вполне актуальны, то скрытого в недрах земли метро, по мнению скептиков, просто не существует. В качестве неопровержимых аргументов они приводят горный ландшафт местности, обильные подземные воды и невозможность скрыть такое масштабное строительство в маленьком городе.

Однако наши корреспонденты выяснили, что рельсы в советских тоннелях подземного Сочи действительно существовали. Возможно, они послужили прообразом для легенд о сталинском метро, или наоборот, подтверждают вероятность его реального существования. Сегодня эти тайны скрыты под  водой и  бетоном…

 

 

Поиск в интернете исторической информации о подземельях города довольно сложное дело. И хотя большинство из них давно замурованы и залиты бетоном еще во времена всесильного КГБ, необходимые сведения найти чрезвычайно трудно и собирать их  приходится буквально по крупицам. Например, по теме рельсов под землей довольно интересны воспоминания сочинских старожилов о некоем большом тоннеле, построенном в далекие советские годы для отвода канализации в море. Он начинался от школы № 9 и вел до самого Морпорта. В тоннеле были проложены рельсы и по ним в вагонетках передвигались люди.

 

Эту информацию подтверждает сразу несколько различных источников, по сведениям которых между домом купца Полиди и нынешним зданием Сбербанка раньше существовал лаз в виде вертикальной шахты и металлической лестницы, ведущей под землю. Там на глубине свыше 20 метров находился горизонтальный тоннель с рельсами и вагонетками. Сегодня вход в это подземелье закрывает монолитная бетонная плита. Если информация источников верна то «сочинское метро» находилось намного ниже уровня моря и горный ландшафт скептиков отходит на второй план. По словам сочинцев, тоннель заканчивался на площади Морвокзала возле насосной станции. Там в него вел еще один люк глубиной 28 метров, в настоящее время полностью затопленный водой.

 

Спуск в подземелье с вагонетками. Фото предоставлено пользователями Исторического журнала "Сочивѣдъ"

 

В этой связи не менее интересна и другая рассказанная нам история о макете сочинского порта находившегося в советское время в  старом музее на улице Орджоникидзе. В 70-х годах на макете, под стеклом имитировавшем море, были видны многочисленные подземные этажи здания Морвокзала, расположенные под пирсом глубоководного причала. В наше время эти подводные подробности архитектуры из музейной экспозиции исчезли.

 

Впрочем, несмотря на выше описанную таинственность, реальность тоннеля с рельсами, идущими в порт, действительно связана с городской канализацией. Однако само его существование лишь подчеркивает возможность создания метро в Сочи. Нам удалось выяснить, что строительство тоннеля происходило в средине 70-х годов, он предназначался для отвода канализационных стоков очистных сооружений строившихся на реке Бзугу. Шахта начиналась возле железнодорожной насыпи под старой автостанцией автобусов рядом со стадионом. Здесь выходили на свет вывозившие грунт и строителей вагонетки.

 

img-aso-0765.jpg

На фото красной точкой отмечено начало тоннеля. Пунктитиры это старый и новый самотечный коллекторы очистных сооружений Бзугу.

 

Интересен и тот факт, что до запуска очистных сооружений Бзугу, эта импровизированная ветка рельсов «Стадион» - «Морпорт»  не смотря на огромную глубину, была абсолютно сухой, что исключает пагубное влияние подземных вод. Учитывая рассказы о подземном метро в районе ЖД вокзала, можно предположить, что подобный тоннель мог идти и из Навагинских очистных сооружений, а в районе порта, по-видимому, находился глубоководный коллектор. Сочинцы хорошо помнят металлическую трубу на набережной реки Сочи, ее появление явно связано с аварией подземных коммуникаций.

 

Забавно, что олимпийская реконструкция очистных сооружений на Бзугу, предусматривала закрытие Навагинского комплекса и создание нового глубоководного выпуска в районе «Центра парусного спорта». Если выпуск построили, то под землей остался невостребованным большой затопленный фекалиями тоннель, ведущий от ЦАРМА до Стадиона. Практически готовое метро в канализации.

 

Однако мы немного размечтались, хотя история города помнит, как восстановили затопленный подземный переход на улице Виноградной.

 

В общем, в свете столь мощных канализационных успехов, легенды о сталинском метро уже не кажутся утопией. Железнодорожные тоннели в Сочи строили еще в царское время и вождь народов, благодаря которому произошло развитие курорта, мог себе позволить строительство тайного метро, в глубину которого вели специальные лифты. Хранить секреты Сталина умели и строителями тоннелей вполне могли стать заключенные ГУЛАГ, и даже пленные немцы. Попытки расспросить директора Зимнего театра о входе в таинственное метро не увенчались успехом, однако из его уклончивых ответов стало понятно, что под сценой находятся специальные подземные сооружения, имеющие и поныне гриф «Совершенно секретно». И как знать, возможно, городские легенды не так далеки от истины.

 

Тайны подземного Сочи. Часть вторая: Подземный ход для спасения партийного руководства