История сочинских кораблекрушений

Аватар пользователя Газета Сочи

Гости курорта приезжавшие Сочи в 70-80-90-е годы на поезде, хорошо запомнили железную дорогу, идущую вдоль берега от Туапсе. Открывшееся море притягивало их взгляды и скрывало несколько впечатляющих сюрпризов. Они едва успевали привыкнуть к череде мелькающих пляжей, как из-за поворота неожиданно возникал огромный танкер «Руссильон», величественно застывший на морском берегу. Зрелище кораблекрушения и заброшенного судна вызывало у прильнувших к окнам гостей неподдельное изумление. Такое действительно можно было увидеть только в кино. Однако еще не успевали стихнуть первые эмоции и детские восторги, как новый поворот железной дороги открывал их взорам еще один потерпевший крушение корабль «Колашин». В те годы, это были первые сочинские достопримечательности, встречавшие гостей курорта…

 

 

Никто точно не знает, сколько кораблей различных эпох покоится на дне акватории Большого Сочи. Побережье, бывшее оплотом морских разбойников и его подводный мир, остаются неизученной тайной. Однако современные примеры истории более подробно знакомят нас с коварством Черного моря и случившимися возле Сочи кораблекрушениями. Танкер «Руссильон» и сухогруз «Колашин» почти 40 лет были местными достопримечательностями, притягивающими гостей и жителей курорта. Сюда водили экскурсии, здесь делали фото на память и снимали художественные фильмы. И хотя один из кораблей находился возле Туапсе, он неразрывно связан с железной дорогой в Сочи.

 

 

Французский танкер «Руссильон» стал жертвой черноморской стихии в 1967 году. Судно, стоявшее на внешнем рейде Туапсе, сорвал с якоря сильный ветер. Прибрежная отмель стала его последней стоянкой. Все попытки вытащить танкер в море не увенчались успехом. После того как его покинула команда судно подверглось разграблению. Потомки морских разбойников, проживающие возле места крушения на побережье, вывозили с судна предметы интерьера и прочие вещи, представлявшие хоть какую-то ценность. Остов корабля на долгие годы стал местом паломничества многочисленных туристов.

 

 

 

В начале 80-х годов начался вялый демонтаж основной части ржавеющего танкера, продлившийся до 2005 года. Останки судна выкупил сочинский предприниматель, рассчитывавший прибыльно сдать его в металлолом. Постепенно от «Руссильона» осталась только подводная часть, судьба которой окончательно решилась только 2019 году. Суд обязал владельца поднять и утилизировать загрязняющие море останки.

 

 

Однако самой яркой страницей сочинской истории стал югославский сухогруз «Калашин». Большой корабль потерпел крушение под поселком Лазаревским в 1970 году из-за тумана. Вахтенный матрос не увидел берег, и судно длиной 140 метров врезалось в прибрежные камни на полном ходу. Как и в случае с танкером «Руссильон» владельцы не стали оплачивать спасение сухогруза, и корабль был полностью разграблен местными жителями. Впоследствии шторма развернули его бортом к берегу, и до 2007 года корабль был главным достоянием сочинских туристов.

 

 

Здесь снимали кадры из фильма «Женщина, которая поет» с Аллой Пугачевой. Отдыхающие спешили сделать памятные фото, а дети взобраться на палубу почувствовав себя героями морских приключений. Однако многолетние шторма не пощадили судно и постепенно уничтожали «Колашин». В начале 90-х его корпус кормы начали активно пилить на металлолом, предпринимателей заинтересовал бронзовый гребной винт. В 1999 году судно из окна поезда представляло жалкое зрелище. Однако ржавый остов до последнего привлекал сюда туристов, в 2007 году от корабля осталась только носовая часть, а в 2012 лишь подводные останки. 

 

 

 

Вместе с этими двумя кораблями ушла из жизни сочинцев целая эпоха. Однако рассказ будет не полным, если не вспомнить несколько более современных кораблекрушений на центральном пляже Сочи. В конце 2009 года  молдавский сухогруз «Арас-1» пережидавший шторм на рейде порта Сочи, был переломлен пополам волнами, и выброшен на пляж «Приморский» в центре города. Судно длинной 138 метров перевозило 37 тонн солярки, танкеры с горючим не пострадали только чудом. Часть судна затонула в нескольких километрах от берега, а другую выбросило прямо на центральный пляж.

 

 

На борту судна находились 13 человек команды, никто из них не пострадал. Однако топливо из судна пришлось откачивать машинами прямо на пляже. Целый год останки «Арас-1» были местной достопримечательностью и летом от туристов на пляже «Приморский» не было отбоя. Однако это вам не дикий пляж в поселе Лазаревском. В январе 2010 года было получено разрешение на утилизацию кормы иностранного судна, а его страховка  покрыла все расходы. Весной того же года  останки сухогруза полностью убрали с сочинского пляжа.

 

 

Говорят, снаряд в одну и ту же воронку не попадает, но это явно не про Сочи. Не успели арендаторы пляжа спокойно вздохнуть, как в феврале 2011 года история кораблекрушения повторилась. Турецкий сухогруз «Бесектаж» стоявший на сочинском рейде, разделила пополам большая штормовая волна. Его носовая часть оказалась на пляже в районе «Цирка», а корму вместе с 16 тоннами топлива и экипажем судна, прибило на пляж «Приморский».

 

 

Команду из 10 человек на корме пришлось спасать сотрудникам МЧС. 2 моряка были смыты в море волной и их поиски удачи не принесли. Опыт по откачке топлива, полученный с «Арас-1», позволил быстро локализировать проблему его утечки с сухогруза «Бесектаж». Останки корабля обосновались на пляжах Сочи почти на два года, прежде чем их окончательно убрали.

 

 

Впрочем, пляжам Большого Сочи не привыкать к кораблекрушениям. Так в 2010 году штормом на берег был выброшен прогулочный теплоход «Фотон». А в 2013 году на пляж санатория «Знание» волнами вынесло сухогруз перевозивший камни. На этом история кораблекрушений не заканчивается, время и море еще принесут нам свои сюрпризы на берегу Сочи.