Сочинское дело Скотланд-Ярда 1998 год

Аватар пользователя Газета Сочи

В 1998 году в Сочи вернулась одна из похищенных картин – «У базара. Украина» Святославского. Полотно из списка четырнадцати, украденных в 1992 году в Художественном музее картин, передали в российское посольство в Лондоне офицеры Скотланд-Ярда…

 

 

Это была уже девятая из украденных картин, вернувшихся обратно в сочинский музей. Конечно, в возвращении полотен была большая заслуга работников сочинской милиции, их столичных коллег, Министерства культуры и Интерпола. Однако случай со Скотланд-Ярдом назвали беспрецедентным, между Россией и Великобританией не был подписан  договор о правовой помощи.

 

Поклонникам Агаты Кристи трудно поверить, что Скотланд-Ярд похож на МВД. Тем не менее, это так. Естественно, что есть там и специальный отдел, где занимаются только хищениями произведений искусства.  Детектив Дик Эллис свое участие в деле определил чем-то вроде сборного пункта (collection point), поскольку никакого «нормального» расследования в данном случае от него не требовалось. Зато было нужно собирать всю информацию, сделать необходимые запросы и провести экспертизу. И именно с него началось превращение почти заурядной кражи 14 картин из сочинского музея в крутое международное расследование.

 

Несмотря на принятые в среде похитителей ухищрения и готовность переправить произведения искусства через кордон буквально по кусочкам. Сочинские картины, судя по всему, пересекли границу без особых проблем – их появления на рынке полиция сразу не заметила. Между тем 10 сочинских работ были выставлены в Хельсинки на аукционе «Буковский» одним человеком Тармо Макконеном. Полиция еще выясняет кто он – посредник, черный дилер, промышляющий контрабандой, или жертва обмана? Преступники всегда стараются спрятаться за цепочкой честных покупателей, и чем она длиннее, тем в большей безопасности похитители.

 

Организатору сочинской кражи не повезло: уже на втором круге продаж Art Loss Register обнаружил на аукционах Christie’s и Sothebi’s четыре сочинские картины. Этого было достаточно, чтобы сыщики Скотленд Ярда взяли след и начали расследование. Все украденные работы в 80-х годах сочинскому музею обошлись от 450 до 3500 рублей. На западных аукционах эти картины стоили уже намного больше. Например «Встреча солнца. Море» Айвазовского было оценена Sothebi’s в 20 тысяч фунтов, а «Лошадь, запряженная в телегу» Поленова Christie’s предполагал продать за 5,3 тысячи долларов.

 

Вернуть в страну произведение искусства, если оно куплено лицом, о краже не знавшим, невероятно трудно. Особенно если вступают в игру несоответствие законодательств, не подписанные какими-то странами конвенции и т. п. Проблему футболят из одного ведомства в другое. Минюст,  заявляет, что судиться по поводу оставшихся в Англии сочинских картин - бессмысленно. Хорошо, что в Минкультуры этому не поверили.

 

Именно это ведомство с появлением там нового департамента по сохранению культурных ценностей пытается изменить сложившуюся ситуацию. Например, удалось уговорить руководство аукционного дома Philips, через который «прошла» одна из сочинских работ (Святославский), чтобы именно он возместил ущерб владельцу. Картина вернулась домой быстро и без проблем. Возможно и «сочинский» Айвазовский вернется без суда..

 

На снимке начальник департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры России А. Волков с полученной в Лондоне картиной из сочинского музея.

 

Источник: Общая газета (№12. 1998 год)