Сочи в 90-х. Кража в Художественном музее

Аватар пользователя Газета Сочи

В ночь на 13 мая 1992 года, два сторожа мирно спали в фойе сочинского Художественного музея. Решетки и сигнализация казалось, надежно охраняли произведения искусства. Однако эту кажущуюся безмятежность нарушили две черные тени, метнувшиеся с улицы Орджоникидзе к пожарной лестнице, идущей зигзагом по тыльной стороне здания. Поднявшись на верхнюю площадку, неизвестные привязали к ступенькам веревку и по ней спустились к музейному окну незащищенному массивной решеткой…

 

 

Похоже, ночные гости точно знали, что сигнализации здесь не работает, эта ветка датчиков барахлила уже несколько дней, а специалистов в музее так и не дождались. Вынув стекло в нижней фрамуге огромного окна, преступники тихо проникли в музейные залы. Брали только самые ценные полотна Айвазовского, Васнецова, Поленова, Кустодиева и других известных мастеров второй половины XIX века. Все картины аккуратно вынули из рам, кроме большого полотна художника Кончаловского, которое срезали и сдернули, оставив клочки холста на золоченой раме.

 

И. Айвазовский «Вид Константинополя»

 

Преступники похитили 14 картин и возможно могли бы незаметно скрыться. Однако спускаясь по веревке, один из них сорвался и упал, разрушив плиту, закрывавшую подвальное окно. Сторожа, проснувшиеся от грохота, обошли все помещения, но никого не нашли. Только после открытия музея его сотрудники заметили драгоценную пропажу. По тем временем нанесенный ущерб оценивали почти в десять миллионов рублей, а для Сочи это была настоящая кража века. На раскрытие преступления были брошены лучшие силы городской милиции.

 

В. Каменев «Купальщицы»

 

При осмотре пожарной лестницы, оперативники следственной группы обнаружили потерянный преступником при падении инструмент, отвертку и сломанный медицинский скальпель, а также следы крови, ведущие на дорогу и потерявшиеся на улице Орджоникидзе. Несмотря на введенный план «Перехват», контроль вокзалов и аэропорта, задержать похитителей по горячим следам так и не удалось. Дело получило большой резонанс и картины искали по всей стране. Однако только через три года сыщикам, наконец, удалось выйти на след похищенных в музее холстов.

 

 Петров-Водкин «Черное море»

 

Внимание сотрудников МУРа привлекли двое мужчин пытавшихся продать в Измайловском парке этюд Васнецова. Оперативники под видом покупателей и ценителей искусства взяли их в разработку. Выяснилось, что в квартирах продавцов есть еще три ценных картины, проходящие по ориентировке о краже из сочинского музея. Однако вывести сыщиков на след своих подельников задержанные преступники не смогли. На допросах они показали, что остальные полотна вывезли за рубеж и искать картины надо в частных коллекциях и на аукционах.

 

И. Айвазовский «Встреча солнца. Море»

 

Так в 1997 году российскими спецслужбами были обнаружены и сняты с аукциона в Финляндии картины «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море», принадлежащие кисти Айвазовского. Позднее в лондонских запасниках нашлись еще два украденных из сочинского музея шедевра. Это были работы Поленова и Светославского. Новые владельцы со скрипом, но отдали картины в сочинский музей. Всего было возвращено 13 картин, и лишь полотно Кустодиева «Крыши» исчезло в частной коллекции США.

 

Следствие по делу о краже полотен, которое длилось 12 лет, было закончено только в 2004 году. Преступникам, подозреваемым в сочинской краже века, вынесен обвинительный приговор. С той поры в Художественном музее установлена тройная система защиты от нежданных ночных гостей.

 

Фото картин украденных из музея.