Сочи криминальный. Объекты повышенной опасности

Аватар пользователя Газета Сочи

Экстремальная журналистика. Самые громкие преступления в истории курорта. Автор Сергей Золовкин.

В самое рискованное занятие превращается на юге России … охрана детских садов и школ

Михаил Иванович Евсеев не любил шумного многолюдья. Он был работящим, отзывчивым, но очень одиноким человеком и предпочитал тишину. Лучшим временем для него всегда была ночь. Тогда Евсеев неслышно ступал по ковровым дорожкам опустевшего садика "Родничок" и с легкой печалью перебирал воспоминания из своей 50-летней жизни: авиационный институт, тяжкое заболевание эндокринной системы, разрушившее все планы, убогая пенсия по инвалидности, заветные часы рыбалки с причала сочинского морского порта.

Впервые за 6 лет работы сторожем у Михаила Ивановича желанного одиночества не получилось именно в ту роковую смену со среды на четверг. В своем методическом кабинете остались медсестра детского сада N86 Тамара Евдокимова и ее муж Сергей. Свежеотлакированные полы не позволили им ночевать дома. В предрассветный час 11 февраля 1999 года именно это незначительное бытовое обстоятельство самым весомым образом отразилось на дальнейшей судьбе рецидивиста Кобелия...

 

 

Разящая икебана

 

Уже после второй судимости профессиональный вор-наркоман по кличке Сосо сделал для себя поучительный вывод: с традиционными объектами преступного промысла необходимо завязывать. Покушаться на банки, магазины и офисы становится все опаснее. Богатые стремительно обрастают крепкими решетками, хитроумной сигнализацией, дюжими охранниками с автоматами... Совсем иное дело - дошкольные и прочие образовательные учреждения. В силу архитектурных своих особенностей они доступны любому начинающему взломщику. И с каждым годом становятся для ворья все более притягательными. Ведь даже при нынешней разрухе в школах и детских садах накопилось немало ценного. На Кубани, в Ростовской области и в Ставропольском крае, например, даже в иных ясельных группах появились музыкальные центры, магнитофоны, телевизоры, а то и видеокамеры. Любители легкой наживы проведали об этом еще несколько лет назад и на зиму слетают на юг кучными стаями. Вот и Кобелия вспомнил о Сочи после своих "гастролей" в Санкт-Петербурге. По пожарной лестнице он взобрался на второй этаж детского сада по улице Абрикосовой. Отогнул ножом гвоздики на хлипкой балконной двери. Бесшумно снял стекло. Оказался в музыкальном зале. Оттуда легко проник в коридор. И... лицом к лицу столкнулся с высоким мужчиной. Это и был Михаил Евсеев.

 

У сторожа еще оставался шанс спастись бегством. И вряд ли кто его за это упрекнул бы. Ведь у охранников самых безобидных учреждений в мире из всего оружия имеются под рукой одни лишь детсадовские резиновые пищалки типа "уйди-уйди", да медведь плюшевый мягко набивной крупногабаритный.

 

Однако Михаил Иванович как человек порядочный и совестливый, вопреки инстинкту самосохранения приступил к исполнению своего служебного долга. Он сделал шаг навстречу незнакомцу и попытался схватить его за руку. Но это только в кино нож лихо выбивается из бандитского кулака. Здесь же лезвие стремительно сверкнуло, описало замысловатую дугу и вошло в живот Евсеева. Кобелия бил наверняка, наповал. Множество раз. Метил в печень, сердце, легкие...

 

Перед мучительной своей смертью у Михаила Ивановича еще хватило сил закричать и этим разбудить Сергея Евдокимова. Как и подобает настоящему мужику, Сергей Алексеевич за диван прятаться не стал. В темноте схватил что-то массивное. Выскочил в коридор. Нож у Кобелии к тому времени сломался уже в двух местах. Но рецидивист окончательно озверел и продолжал обломком кромсать рухнувшее на пол тело. Распрямиться, однако, не успел. На голову отморозка Евдокимов что есть силы обрушил лучшую икебану методического кабинета. Это была разлапистая коряга с цветочками и символическим названием "Спокойствие".

К приезду милиции и "Скорой" крепко связанный Кобелия только еще начинал приходить в себя. А его жертва дышать уже перестала.

 

Охрана - "Прелесть"!

 

Тело загубленного не за понюх табаку героя удалось упокоить лишь через неделю. Пока отыскались дальние родственники Евсеева, пока сотрудницы детского садика наскребли из своих скудных сбережений на венок да поминки. Скромным этим похоронам местное управление народного образования помогало чисто символически. Одним лишь скорбным своим безмолвием.

 

- Ну не предусмотрена у нас статья расходов на подобные случаи, - оправдывалась уже позднее Татьяна Губарева, специалист по дошкольным учреждениям сочинского УНО. О кровавом ЧП в богоугодном детском заведении Татьяна Дмитриевна говорила во множественном числе. И это не было случайностью. Сумасшедшее время успело приучить педагогов к тому, что в храмах просвещения и воспитания будущего поколения все чаще разыгрываются сцены дичайщего насилия. Телефонные переговоры с бывшими коллегами по следствию в нескольких сопредельных областях лишь подтвердили худшие опасения. Детективы дружно отмечают новое явление в криминальной практики юга России. Воры, бродяги, алкоголики, маньяки и прочие нравственные уроды в последние годы наведываются в школы и детские сады чуть ли не каждую неделю. Под покровом ночи, а то и среди белого дня на глазах у ребятни они срывают с плеч опешивших воспитательниц или учителей пальто и платки, уносят из кабинетов и классов сумочки, оборудование, продукты, игрушки, наглядные пособия...

 

И это только цветочки. Кровавые "ягодки" даже в таком тихом и благодатном местечке как курорт Сочи поражают своим обилием. За год до убийства Евсеева был исполосован кухонными ножами сторож детского сада N28 Владимир Бородавкин. Он поплатился жизнью за коробку сливочного масла, которую юные подонки вытаскивали из детсадовского холодильника. К горлу другого охранника трое верзил приставили заточку и вынесли из кабинета заведующей детсадом видеодвойку. Почти сразу за этим был до смерти забит на своем посту ночной страж сочинской школы N15...

 

Дать достойный отпор разгулявшейся уголовщине сторожа детских садов и школ конечно же не в состоянии. Эти люди к охранной деятельности мало подготовлены. Порой они совершенно беспомощны. Ведь здоровяки на такую работу не пойдут. Вряд ли Шварценеггера или Чака Норриса соблазнят 5 долларов... в месяц. Но именно таков в нынешнем валютном эквиваленте оклад стража немалых материальных ценностей.

 

А из средств защиты на сегодня имеется лишь... лак для волос "Прелесть". Подобное "ноу-хау" внедряется почти во всех дошкольных учреждениях юга России. Жгучий продукт отечественной парфюмерии выдается ночному караулу в качестве табельного оружия. Говорят, при точном попадании струи в безжалостный бандитский глаз гарантируются очень острые ощущения.

 

Похоронный марш с продолжением

 

Осознавая всю запущенность ситуации, руководители относительно "упакованных" детских садов и школ стали попросту требовать от своих охранников... злостного уклонения от должностных обязанностей. Маломощный персонал заставляют запираться в каком-нибудь кабинете и не высовывать из него носа всю ночь. И только при подозрительных шумах набирать 02.

 

Подобная эфемерная система "защиты" лишь поощряет негодяев, превративших объекты просвещения в зону повышенной опасности. Хотя вневедомственная охрана МВД готова хоть завтра выставить по вооруженному милиционеру у каждого садика или школы. Но за это надо платить. И не ценой человеческих жизней, как сегодня. Не такими уж и большими деньгами. Теми, что в местных и прочих бюджетах пока что даже и не предполагаются. Финансисты никак не привыкнут к новым суровым реалиям. Худо-бедно, но они выкраивают рубли на зарплату учителям и воспитателям, на учебники и игрушки, на завтраки и на культурный досуг. И все забывают о том. что без надежной профессиональной охраны нашим детским садам и школам в пору криминального разгула попросту не выжить. Ведь все длится и длится скорбный список стариков и инвалидов, погибших при исполнении своих опасных сторожевых обязанностей. А малолетки, как в сочинском "Родничке" потом недоумевают: куда это подевался главный детсадовский умелец дядя Миша? Отчего это вдруг бурые брызги стали проступать на стенах коридора? И почему взрослые дяди в милицейской форме нарисовали мелом на полу так странно и так страшно скорчившийся человеческий силуэт?