Подземный Сочи. Тайны тоннелей улицы Донской

Аватар пользователя Газета Сочи

В вырезках старых сочинских газет мы нашли интересную статью журналиста Евгения Шеронова «Подземные этажи». Не скроем, что собрали ряд материалов по этой теме, и они явно дополняют друг друга. Поэтому начнем с комментария одного из сочинских жителей о подземном тоннеле на улице Донской.

Как-то побывал в гигантском тоннеле с ул. Донской район автомагазина (такая неприметная будочка с дверью на пути к общежитию) до берега моря в районе санатория «Ставрополье». Там можно на автобусе проехать при надобности. Тоннель современной постройки времён СССР. Из коммуникаций одна толстая труба по левой стороне. В случае чего можно под госпиталь или предприятие использовать. Солидное сооружение…

 

 

Интересно, не правда ли? Вот и в найденной нами статье все начинается со звонка в редакцию:

 

Один мой старый товарищ рассказывал, что возле автозаправки на улице Донской начинается тоннель, который проходит сквозь гору Виноградную на пляж. Почему бы не открыть его для пешеходов?

 

 Найти этого товарища для журналиста Евгения Шеронова не составило труда, тот подтвердил, что проходил по этому тоннелю лет 15 назад и путь на пляж занял у него всего 10 минут, но недавно вход под землю замуровали. Интересно описание входа в таинственный объект, он на фото выше.

 

Последний дом на улице Донской у автомагазина. Рядом – бетонный куб, заплывший землей, в зарослях жесткой, пыльной и высокой травы. По бокам толстые ржавые решетки в окнах. Вместо двери - металлический щит. Заглядываю внутрь – полумрак неожиданно большого помещения каменные ступени от двери вниз. Широкая щель в полу, в темноте которой угадывается верхний свод тоннеля. Ни шевельнуть решетку, ни сдвинуть щит – прочно, тяжело, надежно.

 

Автозаправка на улице Донской 1985 год

 

Впрочем, на этом таинственность статьи ненадолго заканчивается. Автор, взявший интервью у главного инженера Управграда И.И. Мавроматиса знавшего подземный Сочи как свои пять пальцев выяснил, что тоннель, якобы ведущий на пляж, это канализационный коллектор к насосной станции. И посетовал на память пенсионера рассказавшего ему об этом проходе.

 

Главный инженер Управграда И.И. Мавроматис давно исходил – прощупал все коллекторы канализации и тоннели-ливневки в городе, что годами  строились, множились, накапливались под землей. Давно они исчезли в воспоминаниях многих, но сохранились в профессиональной памяти Ивана Исаковича четкими штрихами – линиями, как на карте – схеме.

 

 

 - Вот здесь проходит канализационный коллектор – показывает он на чертеже. Лет пятнадцать назад строили. Но пройти по нему сложно – диаметр всего полтора метра. Да и на пляж не выйдешь – труба проходит сквозь гору и дальше идет по поверхности земли в Зерновой балке по Бочарову ручью к насосной номер пятнадцать…

 

 Память действительно сложная штука и может легко подвести с месторасположением из старого воспоминания. И если несколько найденных нами комментариев, что через этот тоннель ходили на пляж санатория «Салют» несостоятельны, то автобус там не поместится и подавно. Однако, возможно, лаз возле заправки был не единственным, и память все спутала?  Подземные выходы также упоминаются сочинцами возле пляжей «Санта Барбара» и санатория «Ставрополье». На найденных нами фото некоторые из них явно больше 1,5 метрового диаметра.

 

 

По словам старожилов, имелась решетка с выходом из подземелья и в Мамайском лесопарке,  в районе, где сейчас построен ресторан «Замок Двин». Конечно, все эти воспоминания могут быть из далекого советского детства, когда диаметр ливневой канализации казался настоящим подземным ходом, но как быть с упомянутым гигантским тоннелем и примером с автобусом? Здесь мы снова обращаемся к статье Евгения Шеронова, и благодаря его следующему интервью узнаем, что где-то в этом районе все же существует подобное сооружение длиной 700 метров и тянется до Мамайки.

 

 

Хотя есть в городе и настоящие тоннели. Где не только ходить – на легковом автомобиле проехать можно. Спроектировали этот подземный мир специалисты «Южгипрокоммунстроя». Начальник отдела инженерного оборудования В.С. Сергеев рассказывает.

 

Один из них начинается от котельной № 14, что возле Краснодарского кольца, и оканчивается в Верещагинской балке. Длина – больше километра. Диаметр – почти три с половиной метра.

 

Другой – пять километров длиной. Протянулся от стадиона на Бзугу до морпорта. Проходит ниже уровня моря.

 

Третий идет от Бочарова ручья до Мамайки – почти семьсот метров длиной.

 

 

В общем, подземный Сочи так и остается загадкой. Возможно, что рассказы про гигантские советские тоннели и проходы к морю в районе Донской вовсе не фантазии. Впрочем, часть из них давно замуровали бетоном, другие исчезли в результате дорожного строительства, оставшиеся используются для ливневой канализации и коммуникаций.

 

Кстати о чертеже или карте, на которой главный инженер Управграда показывал журналисту старый ливневой коллектор. Сегодня этого ценного документа с отмеченными ливневыми сетями и тоннелями советских времен больше не существует. Он был, но бесследно исчез из недр системы ЖКХ вместе со старыми сотрудниками. Город, как всегда не спешит раскрывать свои подземные тайны.

 

В статье использовались материалы статьи "Подземные этажи", комментарии и фотографии сайта Привет Сочи.