Сочинский след Ильфа и Петрова. Гобелены из наркомовских волос

Аватар пользователя Газета Сочи

Не врал Остап Бендер, когда рассказывал «художнику» рисовавшему овсом портреты ответственных работников, что в Москве он видел большую идеологически выдержанную картину, сделанную из человеческих волос. Этот эпизод, описанный Ильфом и Петровым в «Золотом теленке», имел реальную основу. Более того, автор гобеленов из человеческих волос когда-то жил и работал в Сочи…

 

 

В сентябре 1935 года газета «Сочинская правда» сообщила своим читателям, что в Центральном санатории РККА имени тов. Ворошилова работает замечательный художник-самоучка Григорий Борухов. Его художественные произведения составляют особый вид творчества в искусстве – это изготовление гобеленов из ... человеческих волос.

 

Такие гобелены ещё никем нигде не изготовлялись. Это очень кропотливый труд, требующий большого художественного чутья и уменья владеть таким трудным материалом для работы как волос.

 

Санатории РККА имени тов. Ворошилова

 

В 1915 году, находясь в австрийском плену в Терезенштате, Борухов изготовил первый гобелен – лошадиную голову. В материалах недостатка не было, ведь Борухов был парикмахером. Первый гобелен попал в один из музеев Стокгольма.

 

После войны парикмахер Борухов возвращается на родину в город Чернигов, и здесь в течение двух лет работает над гобеленом по портрету Владимира Ильича Ленина. Этот гобелен Борухов закончил в 1921 г. Попал гобелен в Институт (музей) Ленина в Москве.

 

Гобелен из конских волос

 

В 1924 году товарищ Борухов, работая в Москве, изготовил гобелен «Взятие Зимнего дворца». Одновременно он работал над созданием гобеленов по портретам Франца Шуберта, Льва Толстого и Максима Горького. В конце 20-х годов Г.А. Борухов работает парикмахером в советском полпредстве в Германии, где его услугами пользовался бывавший в полпредстве Альберт Эйнштейн.

 

Знаменитый учёный в знак благодарности за работу по просьбе Борухова подарил ему две фотографии, опубликованные позже в журнале «Природа». Густая шевелюра гениального физика дала немало сырья для творца-парикмахера.

 

Возвратившись в конце 1931 года из заграничной командировки, товарищ Борухов с неутомимой энергией работает по ночам над новым портретом В.И.Ленина, который заканчивает к 17-му партсъезду. Парикмахер вступил в переписку с тогдашним народным комиссаром по военным и морским делам К.Е. Ворошиловым и даже посетил его лично: дескать, сколько славы во всём мире принесёт родной стране это художественное изобретение.

 

Гобелен из человеческих волос

 

Сохранились трогательные и наивные письма Борухова Ворошилову: «Помня Ваш совет ... вот уже два месяца как я оставил парикмахерскую и приступил к работе над новыми картинами. В частности, мне хочется изготовить большое панно для будущего Дворца Советов, полагаю, там такое будет уместно. Сюжет у меня напрашивается - первый удар по Деникину».

 

Но при этом - жалуется пионер искусства - продовольственной карточки нет, от распределителя открепили, а жить приходится в тёмном сыром подвале. И это - при поддержке вождя!

 

В качестве решения проблемы товарищ Борухов предлагал выделить ему квартиру при первом Доме Советов, где он устроил образцовую парикмахерскую, а также назначить его по специальности в Кремль (можно и зав. парикмахерской), либо на худой конец в санаторий Совнаркома...

 

Находясь в сочинском санатории им. Ворошилова, товарищ Борухов продолжал работать над созданием гобеленов, проводя долгие ночи над рамой с портретом великого вождя мирового пролетариата товарища Сталина. 9 сентября 1935 года Г.И.Борухов закончил портрет товарища Сталина и приступил к работе над портретом наркома обороны К.Е. Ворошилова.

 

Источник:  edemkavkaza.ru

 

P.S. К сожалению, мы не нашли сохранившихся картин Григория Борухова, хотя выяснили, что искусство создания гобеленов из человеческих волос практиковалось еще в древней Японии и дожило до нашего времени. Очевидно, строки Ильфа и Петрова про поседевшую картину «Дед Пахом и трактор в ночном», оказались для произведений Борухова пророческими.