Сочи криминальный. Разбой на улице Невской

Аватар пользователя Газета Сочи

Экстремальная журналистика. Самые громкие преступления в истории курорта. Автор Сергей Золовкин.

Стрелявшие в инкассаторов были установлены сразу. Но это вовсе не означало, что виновные окажутся за решеткой

Почти каждому тяжкому преступлению предшествуют малозначительные на первый взгляд детали. Эдакие зацепочки, подтягивающие внимание злоумышленника к будущей его жертве. Владимир Гарбут, и помыслить вначале не мог, что его праздные беседы с будущим зятем подготавливают почву для самого громкого разбоя в криминальной истории курорта. Ну, сошелся этот армянский паренек с Инной. Ну, вроде бы все у них серьезно складывается. А что до расспросов про инкассаторскую "кухню"... Так это только слепой в Сочи не видел, как ему, водителю Гарбуту, приходится развозить деньги по почтовым отделениям чуть ли не со стариками и старухами. Очень внушительные суммы эти инкассаторы предпенсионного возраста грузят в необорудованные легковушки. И цепляют к внушительным своим животам наганы 1933 года выпуска. Смех, да и только...

 

Сочи почтовое отделение связи № 57 на улице Невской 

 

Однако Артуру Галстяну после всего услышанного было не до смеха. Потерял покой и сон Артур Галстян. С 1995 года он пристроился к сочинке Инне. И только благодаря ей оставался жить на курорте. Однако, на "птичьих правах". Без прописки и своего прибыльного дела. Галстян видел как такие же как он "беженцы" давно уже обзавелись виллами на берегу моря, по-хозяйски раскатывают на своих "Чероки" и "Мерсах" по сочинским улицам, чуть ли ногой открывают двери больших местных кабинетов... Но у этих хозяев жизни имелся большой стартовый капитал. А здесь... Здесь, по узкому разумению Галстяна, оставался единственный выход. Прикончить пару тех самых стариков - инкассаторов. Выхватить из их мертвеющих рук мешки с деньгами. И начать совсем другую жизнь. Богатую, яркую и правильную...

 

Тайна, известная многим.

 

К февралю 1998 года у Галстяна была уже довольно подробная схема работы всего инкассаторского автохозяйства. Свободным временем Артур располагал в достатке. Ничто не мешало ему составить хронометраж перемещения денег из почтамта в отделения. Болтливый "тесть" оказался прав. Взять этих "божьих одуванчиков" ничего не стоило. Для нападения места лучше Невской, 2 было не найти. Оттуда много разных путей отхода мимо стационарных постов ГАИ. Да и утренняя инкассация начинается именно с отделения связи N57. Что означало: все деньги будут еще в "Жигуленке", не оборудованном броней и средствами спецзащиты. Оставалось только приобрести стволы и подобрать пару решительных напарников.

В нормальном обществе подготовка столь тяжкого преступления потребовала бы изощренных усилий и глубокой конспирации. Ведь то, что мы называем стукачеством, у законопослушных граждан Германии или США, к примеру, вполне резонно считается бдительностью и разумной предосторожностью. Вот там и можно было гарантировать самые неприятные для Галстяна последствия после первой же его попытки хоть как-то засветить свои преступные намерения. Совсем иначе получилось в стране, что отшатнулась от тотального доносительства к мертвенному безразличию. Следствие уже гораздо позднее выявит около десятка сочинцев далеко не криминального пошиба, которые не раз и не два слышали от Галстяна предложение "завалить пару человек ради больших денег". Но только на суде Александр Гатукин и Григорий Пекледжян признаются: на высказанное в их присутствии предложение дали согласие ассириец Агасаров и русский Сарапулов. Было это за месяц до первого в истории Сочи нападения на инкассаторов.

И были у каждого из подельников свои большие экономические проблемы. 38-летний Лева Агасаров сильно пролетел с торгово-закупочным бизнесом в Москве. И даже вынужден был заложить свою квартиру на улице Целинной. А Сарапулову, товароведу одной из небольших местных фирм, очень хотелось подняться до собственного предприятия. Виталий все ходил по друзьям и советовался: стоящее ли это дело - разбой? На 35-летнего мужика смотрели как на ненормального. Но отмалчивались на всякий случай. Или посылали куда подальше. И ни разу ни от кого нужного сигнала в нужное место так и не поступило.

Подготовка к нападению, чреватому большими жертвами, шла почти на виду у всех и совершенно беспрепятственно. Но Галстян понимал: такие дилетанты как Агасаров или Сарапулов не смогут гарантировать полный успех. Максимум на что они способны, управлять машинами. А здесь нужны налетчики со стажем. Таких удалось найти в Ростове-на-Дону. Там же на "черном" рынке были куплены два "Макарова" с глушителями и портативный пистолет ПСМ калибра 5,45. Теперь Галстян не сомневался: деньги перейдут к нападавшим без шума и пыли. От одного вида таких грозных "пушек" горе-инкассаторы свалятся без чувств. И никаких примет запомнить не успеют.

 

Пуля вдогонку

 

За свои 52 года Николай Безуглов не успел разочароваться в жизни и смотрел на людей без подозрительного прищура. Хотя профессия и обязывала к другому. Но ведь случилась же еще в давнюю "советскую" пору нелепая трагедия. Когда чрезмерно бдительные и до предела настороженные столичные коллеги Николая Ивановича застрелили парнишку, опрометчиво метнувшегося к инкассаторской машине. А тот, близорукий, оказывается, всего лишь ловил такси. Так погиб очень талантливый, начинающий драматург.

Может быть поэтому Безуглов сразу не оценил всю серьезность происходящего когда в субботу 21 марта в 8 часов 40 минут утра у отделения связи N57 их красному "жигуленку" перегородила дорогу белая "пятерка". Слева и справа из-за гаражей выскочили парни с оружием.

- Это нас так милиция проверяет, - успел еще предположить Безуглов. Об этом же подумал и 26-летний Олег Булгаков. Но реакция у молодого водителя оказалась побыстрее. Олег успел таки выхватить свой наган. И даже выстрелил в воздух. Все дальнейшее происходило как в кошмарном сне. Подбегавший справа не раздумывая выстрелил в пожилого инкассатора. И раздробил ему кость ноги. От дикой боли Николай Иванович тут же лишился сил и едва не потерял сознание. Но все же заметил как отчаянно сопротивляется на заднем сидении Светлана Скрипник, отслужившая в инкассации уже 17 лет. И как крепыш в маске пытается задушить Олега.

Трое грабителей старались показаться очень решительными и жестокими. Но в их действих уже появилась растерянность. Налетчики никак не рассчитывали на сопротивление. А тут молотишь рукоятью пистолета по голове пожилой женщины, а она все не сдается, все цепляется за казенный портфель!

Отобрав револьвер у Безуглова и схватив 8 инкассаторских сумок, нападавшие бросились к своей машине. И тут в огневой контакт с ними вступил Олег Булгаков. Он никогда еще не стрелял на поражение. И еще он прекрасно понимал: три пистолетных ствола против одного старого револьверного не означают дуэль на равных. Но Олег Николаевич все же принялся стрелять вдогон. Разбойники стали ему отвечать. Но на бегу попасть очень трудно. Несколько пуль просвистели у виска инкассатора. Одна пробила куртку Булгакова. А его, револьверная, самая последняя, угодила в задний фонарь удиравшего "Жигуленка".

Это была воистину роковая пуля. Она ударила с такой силой, что сидевший за рулем Агасаров дернулся, налетел на бордюр и пробил колесо. Для всего дальнейшего преступного расклада это обстоятельство оказалось фатальным. Подраненную машину пришлось оставить неподалеку от места преступления. У дома N5 на улице Трунова. Деньги и оружие перебросили в крытый кузов служебного УАЗика, управляемого Сарапуловым. Все пятеро выглядели подавленными. Особенно нервничал Сарапулов. В нем зрело ощущение полнейшей катастрофы

 

Тайник в парке "Ривьера".

 

То, что называется раскрытием преступления по "горячим следам" в конкретной ситуации выглядело так. Андрей Аванесян, начальник отделения следотдела сочинского УВД, возглавил большую группу. В нее входили спецы из самых разных милицейских служб. Включая таких опытнейших сыщиков как Николай Меграбян, Григорий Шеливерст или Василий Рахмеев. Через пару часов после перестрелки на Невской в ГАИ Апшеронского района уже летел запрос на обнаруженную машину с пулевой пробоиной в багажнике. Именно в Апшеронске на брата Агасарова и было зарегистрировано транспортное средство преступников. Сочинское окружение Левы вычислили и взяли еще через пару часов. В тот же вечер был задержан и сам Агасаров. Он отпирался что есть силы. Про найденную машину говорил как про угнанную еще позавчера. Однако соседи доказали обратное. Леву Агасарова они заметили за рулем белой "пятерки" ранним утром 21 марта.

Ближе к ночи взяли Сарапулова. Как давнего Левиного знакомца. Обыск в квартире на улице Чебрикова проводился тщательный. Но никто из детективов не догадывался о подвале. А именно там среди старых детских игрушек Сарапулов припрятал почти половину из захваченных разбойниками 216 000 "новых" рублей. Надеясь выкрутиться, Сарапулов вначале ничего не говорил о добыче. И даже успел шепнуть жене Наташе чтобы она перепрятала пакет получше. Наталья Вячеславовна так и сделала. Устроила своебразный тайник в глухой аллее парка "Ривьера".

Но Сарапулов запирался очень недолго. Благодаря его признаниям были возвращены пенсионерам не только без малого сотня тысяч рублей. Но и были найдены все три пистолета, припрятанные на чердаке. Подполковник юстиции Ованесян, доводивший дело N70598 до суда и приговора, (а по нему Лева Агасаров получил девять с половиной лет лишения свободы, а Виталий Сарапулов шесть условно), очень даже убедительно сумел доказать своему понятливому подследственному реальную выгоду деятельного раскаяния. Нащупав самое слабое звено в цепи преступного сообщества, Ованесян все давил и давил. В обмен на изобличающие показания Сарапулову было обещано освобождение из-под ареста. Городской прокурор этому резко воспротивился. Но следователь, умеющий держать свое слово, достучался аж до прокурора края. И добился для Сарапулова изменения меры пресечения.

Однако самые полные признания одного из обвиняемых не могли уже помочь в главном. Те кто стрелял, калечил, отнимал у инкассаторов оружие и деньги успели сбежать. Они до сих пор остаются безнаказанными. Судя по всему, и Артур Галстян, и те двое неустановленных уголовников из Ростова, что прихватили с собой более сотни тысяч рублей, скрываются где-то в ближнем зарубежье. На них объявлен розыск. Окажется ли он успешным, неведомо пока никому.