История появления фарцовщиков в советском Сочи

Аватар пользователя Газета Сочи

История появления фарцовщиков в советском Сочи во многом связана с тотальным дефицитом качественных товаров и отсталостью производства одежды и обуви в СССР. Иностранцы, в изобилии посещавшие город-курорт в 70-х годах выглядели в джинсах и майках с надписями как люди с другой планеты, а валютные магазины «Березка» обильно предлагали им то, что всегда отсутствовало на советских прилавках. Однако зарубежным гостям на развлечения, сувениры и рестораны нужны были советские рубли, стоившие по официальному курсу обмена больше доллара. Гости понимали, что цена в 73 копейки сильно занижена и хорошо знали, что на черном рынке стоимость доллара выше пяти рублей. Поэтому они были рады, если кто-то предлагал им немного больше официального курса или изъявлял желание обменять на сувениры и купить за рубли что-то из предусмотрительно захваченной с собой иностранцами новой одежды. На разнице курса валют и возникла изначально подпольная торговая мафия, прозванная в народе фарцовщиками…

 

 

Основным этапом зарождения фарцовки в СССР считается Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 года, а первыми фарцовщиками стали стиляги. Обмен иностранной одежды на сувениры и покупка валюты у жаждавшей развлечений зарубежной молодежи, оказались очень выгодными. Доллар в конце 1950-х годов стоил по курсу четыре рубля. Официально его покупали за 10, а валютчики — за 20-25 рублей. Однако если за валюту грозило наказание вплоть до расстрела, то спекуляция одеждой не несла столь сурового наказания, хотя продавалась она неимоверно дорого. Так началась охота за иностранцами, среди которых быстро распространились рекомендации, при отправке в СССР брать с собой новую одежду и разные мелочи, что поможет сэкономить валюту. К началу 70-х годов среди фарцовщиков выстроилась иерархия, в которой роль элиты играли сотрудники гостиниц «Интуриста», официанты, гиды и переводчики. Не обошла эта участь и наполненный иностранцами советский Сочи.

Старожилы, заставшие те времена, хорошо помнят, что устроится на работу в гостиницы «Интурист-Камелия» и «Жемчужина» было невозможно. Горничные, дежурные на этажах, администраторы, швейцары, уборщицы, официанты ресторанов и баров, держались за свои рабочие места мертвой хваткой. Доступ к иностранцам и фарцовка приносили некоторым из них солидный доход и граждане порою даже платили, чтобы получить заветное место. В обмен на духи, зажигалки, сигареты, часы, плащи и джинсы, шли спиртные напитки, икра, сувениры и советские рубли. Часто фирменную мелочевку персоналу просто дарили, что делало их работу престижной. Конечно, фарцовкой занимались далеко не все, но те, кто был в деле, имел в разработке своего иностранца, место в коллективной иерархии и постоянную прибыль. С валютой в гостинцах, как правило, не связывались, для этого существовали бомбилы, фарцовщики, которые поджидали иностранцев за пределами гостиницы и были готовы ради выгоды рискнуть своей свободой. Их не надо было искать они подходили сами, точно определяя зарубежных гостей.

 

 

Однако основной целью фарцовки в Сочи была одежда, обувь и зарубежный ширпотреб. В городе, где в магазинах преобладали изделия швейной фабрики «Большевичка» и обувь с названием «Скороход», даже одна хорошая фирменная вещь выделяла ее обладателя из толпы и притягивала к нему общие взгляды. Джинсы известной фирмы стоили как двухмесячная зарплата 200-250 рублей. Кроссовки, свитера, майки, куртки тоже продавали по астрономическим ценам. Целлофановый пакет «Marlboro» стоил 5 рублей, а на эти деньги можно было пообедать в хорошем ресторане. Конечно, с фарцовкой и валютчиками постоянно боролись, устраивали на них милицейские облавы. Однако театральная площадь, откуда иностранцев автобусы возили на экскурсии, всегда была полна любителями, купить фирменные вещи. Контингент там часто менялся, некоторые бросали это дело после разъяснительной беседы в пункте милиции, других судили показательным судом, но на их место всегда приходили новые кадры.

Впрочем, хоть фарцовщиков и клеймили антисоветскими элементами, некоторые иностранные гости выглядели не лучше. Особенно отличались финны, приезжавшие в Сочи  вдоволь попить русской водки. Они снимали с себя на улице последнюю рубаху и могли выскочить из кроссовок, если душа требовала продолжения банкета. Поляки и вовсе составили конкуренцию сочинским фарцовщикам, толпами ходили с баулами по парикмахерским и другим центрам бытового обслуживания, предлагая дешево купить одежду, джинсы, бижутерию и польскую жевательную резинку «Лелик и Болик». Однако поспорить с вещами из капиталистических стран они не могли. Спросом у жителей пользовались джинсы «Lee», «Wrangler», «Levi's» и южнокорейские кроссовки которые можно было носить годами. Это было веским основанием выложить за вещь две зарплаты. Возможно, поэтому, сегодня старые сочинцы печально качают головой, перебирая дорогой зарубежный ширпотреб на ломящихся от товаров прилавках.

 

 

Мафия элитных фарцовщиков Сочи жила по строгим законам конспирации. Вещи продавались маленькими партиями через проверенных знакомых, предлагавших их своим друзьям. Такой способ был относительно безопасным, и большие деньги стекались обратно маленькими ручейками. Лишь избранные могли попасть на конспиративные квартиры напоминавшие своим изобилием магазины «Березка». Продавалось все от бритвенных лезвий и жевательной резинки до фирменных кассетных магнитофонов. Достаточно было заявить в кругу друзей о желании и возможности приобрести нужную фирменную вещь, и она потом обязательно находилась у чьих-то знакомых. В стране, где даже хорошую советскую продукцию можно было купить в магазине только по знакомству, такой порядок дел считался обыденным. Как и то, что безденежная сочинская молодежь иногда толпой отлавливала новичков бомбил, и поправляла свой гардероб путем экспроприации.

Все начало меняться в вначале 80-х, после московской Олимпиады в свободной продаже начали появляться финские лицензионные «Marlboro», «Kent», «Camel» и «Bond», по цене – 1 рубль 50 копеек. Вскоре «Marlboro» начали выпускать в Кишиневе. Эти сигаретные марки считались символом роскошной жизни и до этого продавались в Сочи только за валюту в магазинах «Березка» и на черном рынке, где стоимость пачки порою доходила до 25 рублей. В последние годы социализма даже советская торговля одеждой, наконец, сориентировалась на спрос населения и в сочинские магазины завезли итальянские джинсы «Rifle» стоимостью 100 рублей. Бомбил и валютчиков возле гостиниц, подмяли под себя криминальные элементы, появились барахолки, где торговать зарубежной одеждой и ширпотребом, можно было практически открыто. Начался закат эпохи фарцовщиков, завершившийся в Сочи вместе с развалом СССР.