Автопробег «Новороссийск – Гагры». Стоянка в Сочи 1911 год

Аватар пользователя Газета Сочи

21 сентября 1911 года в столице Черноморской губернии Новороссийске, стартовал первый на Кавказе автопробег по маршруту «Новороссийск – Гагры». Гонка по побережью прошла в два этапа. От Новороссийска до Аше, имения братьев Голубевых, с остановкой для завтрака в Туапсе и оттуда в Гагры с завтраком в Сочи.  22 сентября сочинская городская площадь, прилегающая к торговым рядам и шоссе, чернели от встречающей гонку публики…

 

 

Местная администрация сделала распоряжение о прекращении в этот день движения экипажей по казенному шоссе, пересекающему город. Прилегающие к шоссе улицы были ограждены. Действовал запрет на поливку улиц в интересах автомобилистов.

 

Первый автомобиль показался около 11 часов утра и промчался не останавливаясь. Второй автомобиль, на котором помещался полицмейстер Гагр г-н Козаков, как и все другие автомобили, были встречены маршем оркестра. Участники пробега застали Сочи ликующим. Город был убран флагами, прибытие участников автопробега встречали криками «ура».

 

 

Однако запланированного завтрака не случилось. Как писали газеты тех лет, предыдущая торжественная  встреча экскурсантов врачей, исчерпала всю городскую наличность. Вместо чайного довольствия, для автомобилистов планировали поставить бочки с родниковой водой. Мол, чем богаты, тем и рады. Поэтому часть утомленных и запыленных путешественников сразу отправиться в соседнюю гостиницу.

 

 

Нельзя сказать, чтобы высоким гостям, а среди участников пробега были графы и бароны, в Сочи оказали особое внимание. Если бы не расторопность местной администрации, по просьбе которой г-н Анастасович предоставил оркестр, а смотритель маяка  - флаги всевозможных цветов и рисунков для украшения улиц, то встреча автопробега «Новороссийск – Гагры» вышла бы совсем прозаической.

 

 

Впрочем, накануне в Аше участники гонки были приняты камергером Высочайшего двора Голубевым, где в их честь был дан роскошный ужин и предоставлен ночлег. Очевидно, что после этого, провинциальный городок с его оркестром, флагами, бочками с родниковой водой и отсутствием достойного приема, быстро наскучил гостям. Из Сочи автомобилисты отбыли в 1 час дня и вскоре прибыли в Гагры.

 

На фото граф Коловрат на «Лауринт-Клемент»

 

Уже потом сочинцы из газет узнали, что все 23 экипажа прибыли в Гагры без штрафных очков и практически одновременно. Тогда было принято решение о дополнительной верстовой гонке на скорость. Первые три призовых места разделили, - граф Коловрат на «Лауринт-Клемент», барон фон Мекк Марк Николаевич на «Мерседес»,  гонщик и конструктор фирмы «Бенц» Фриц Эрле на машине своей фирмы. 

 

В статье использовались вырезки из газет Черноморской губернии 1911 года.