История воздушных бомбардировок Сочи во время войны
Версий о налетах немецкой авиации на Сочи существует несколько. По официальным сведениям, первые бомбы упали на город в 1942 году. Два фашистских самолета сбросили 4-5 бомб взорвавшихся на улицах, и еще пара смертоносных снарядов упала в море. Несколько человек были ранены, убитых в сводках нет. Однако в исторических воспоминаниях жителей города есть несколько интересных рассказов о бомбардировках Сочи в августе 1941. Первый из них не уточняет места событий, и речь идет об участке сочинского побережья, на который 5 августа 1941 года немецкий «Хейнкель» сбросил первую бомбу. Второй рассказчик более точно описывает вражеский налет двух немецких бомбардировщиков, сбросивших авиационные бомбы возле Гастронома № 1 на улице Войкова и на сочинскую электростанцию 8 августа 1941 года…
Сочи разведывательная аэрофотосъемка летчиков Люфтваффе 1942 год
Исторические факты здесь сильно рознятся. По официальной версии сочинскую электростанцию бомбили в 1942 году, но свидетель событий, бывший в начале войны маленьким мальчишкой, уверяет, что это ошибка. При этом он подтверждает налет немецкой авиации 1942 года и факт массированной бомбежки сочинского Госбанка. Однако восемь воронок от бомб и убитая взрывом женщина из его воспоминаний, тоже не вошли в официальные сочинские сводки. Никто точно не знает, сколько бомб было сброшено на Сочи. В основном, немецкие самолеты бомбили корабли в акватории возле сочинского порта. Старики, заставшие войну, связывали это с возможным желанием Гитлера оставить любимый курорт Сталина нетронутым для своего отдыха. Однако, так или иначе, под бомбежки фашистов попали все районы Большого Сочи. Особенно досталось Лазаревской и Адлеру где расположились стратегические военные аэродромы.
Судя по разведывательным аэрофотосъемкам, сделанным пилотами Люфтваффе, немцы тщательно наблюдали за сочинским побережьем. Найденные краеведом Сергеем Артюховым архивные данные свидетельствуют о многочисленных бомбардировках Лазаревского района. Это сводки о действиях наших войск Северо-Кавказского фронта осенью 1942 года. Из них следует, что за период с августа по ноябрь на поселок и его морскую акваторию было совершенно 16 налетов авиации противника.
«12 августа. В16 часов 00 м. 18 немецких самолётов бомбардировали ст. Лазаревское, где был разбит транспортёр железнодорожной батареи № 16, сгорели 4 вагона с вооружением и имуществом, повреждены пути».
«24 сентября. В 10 ч.10 м. в р-не ст. Лазаревская семь самолётов Ю (Юнкерс-С.А.) -87 сбросили 28 бомб на канонерскую лодку «Красная Абхазия». Повреждений и жертв не было».
«29 сентября. В 16 ч. 45 м. один ХЕ (Хенкель-С.А.)-111 сбросил несколько бомб на аэродром у селения Лазаревское».
«17 октября. В 16 ч. 14 м. три Ю-88 сбросили 12 бомб на селен. Лазаревское, разрушений и жертв не было».
«24 октября. В 12-00 немецкий самолёт сбросил бомбы на железнодорожный мост у разъезда Головинка. Мост повреждён».
«26 октября. В 17 ч. 36 м. тральщик «Капунил» в охранении эсминца «Незаможник», сторожевого корабля «Шторм» и базового тральщика «Груз» и двух сторожеых кораблей вышли из Туапсе в Поти. В 20 ч. 48 м. в районе селения Головинка транспорт был атакован немецким самолётом, безуспешно сбросившим 4 бомбы».
«27 октября. С 12 ч. 20 м. до 16 ч. 20 м. два немецких самолёта, торпедоносца «Гамбург-140» в охранении МС (Мессершмидт-С.А.)-109 летали в пределах видимости постов СНИС, расположенных на мысе Джубга и в сел. Головинка. В 12 ч. 50 м. они сели на воду в 150 кабельтовых от сел. Лазаревское. В 13ч. 15 м. два наших торпедных катера вышли на поиск торпедоносцев с 14 ч. 32 м. до 14ч. 39 м., торпедные катера и самолёт-торпедоносец безуспешно обстреляли друг друга. В 14 ч. 39 м. пять наших самолётов ЛАГГ-3 атаковали вражеские торпедоносцы и прикрывавший их МС-109, при этом один торпедоносец был сбит».
«31 октября. В 5 ч. 05 м. сторожевой корабль «Петраш» с болиндером № 6 в охранении сторожевого катера)!* прибыл из Геленджика в Туапсе, а в 12 ч. 50 м. в охранении двух сторожевых катеров вышел в Сухуми.
В 14 ч. 50 м. в районе сел. Лазаревское «Петраш» атаковали 13 Ю-88. Прямых попаданий бомб в корабль не было, но осколками ранено 3 человека».
«9 ноября. В 12 ч. 38 м. 19 Ю-** и в 16 ч. 10 м. 17 Ю-88 бомбардировали район селения Лазаревское. Были повреждены и загорелись воинский эшелон и железнодорожный вокзал, разрушены 4 здания, убиты 4 и ранены 4 человека. Один Ю-88 был сбит и упал в море».
«10 ноября. С 9 ч. 30 м. до 9 ч. 40 м. восемь Ю-88 и 12 МС-109 бомбардировали аэродром. Лазаревское: осколками были повреждены 5 самолётов И-16.
В 12 ч. 37 м. в том же районе 16 Ю-87 под прикрытием четырёх МС-109 бомбили железнодорожный мост, но не повредили его. В результате этих налётов в Лазаревском было разрушено 5 домов, убито семь и ранено 19 человек. Отражая налёты, наши истребители 4 И-153 вели воздушный бой с 4 МС-109, но безуспешно».
«11 ноября. С 9 ч. 45 м. до 10 ч. 10 м. девять Ю-88, 10 МС-110 и 16 МС-109 двумя группами произвели налёт на железнодорожную станцию Лазаревское, сбросив 45 бомб крупного калибра. Были уничтожены цистерны, разрушено несколько зданий, имелись жертвы.
В 15 ч. 45 м. самолёты 15 Ю-87 и 15 МС-110 сбросили большое количество мелких бомб на аэродром Лазаревское. Аэродром временно вышел из строя. Сгорели один И-15, два ЛАГГ-3 и повреждено восемь И-15».
«13 ноября. В 11 ч. 20 м 15 Ю-87 и Ю-88 в сопровождении 10 МС-109 бомбардировали аэродром Лазаревское; разрушений и жертв не было, наши самолёты не пострадали. Зенитным огнём сбит один Ю-87, один Ю-88 и подбиты два Ю-88.
«В районе Сочи два ЯК-1 вели бои с двумя МС-109».(Это единственное сообщение в сводках фронта касается воздушных боёв в районе Сочи, кроме Лазаревского, хотя таких боев и бомбардировок южных районов Сочи в годы войны было намного больше, но сообщения о них сохранились в других военных документах, часть из которых мною приводилось в печати ранее).
«15 ноября. В 10 ч. 55 м. четыре МС-110 под прикрытием шести МС-109 штурмовали аэродром Лазаревское. Жертв и повреждений не было».
Адлер разведывательная аэрофотосъемка летчиков Люфтваффе
Однако больше всего немцев интересовали военный аэродром и имеющая стратегическое значение железнодорожная станция Адлера, обслуживающая большое количество воинских и санитарных эшелонов. В 1942 году фашисты подошли к перевалам Ачишхо и Псеашхо, откуда открывался прямой путь на Сочи. Поэтому аэродром и станцию постоянно бомбили, а эшелоны, следующие в тыл Закавказья, подвергались атакам со стороны моря. Вероятно, где-то в архивах до сих пор хранятся сводки описаний этих многочисленных воздушных налетов. Писательница Людмила Сарычева в своем рассказе «Адлер прифронтовой» пишет: «Самая сильная бомбежка Адлера была 11 февраля 1943 года. Одна бомба упала во двор детских яслей. От разрыва во дворе была большая яма, из которой шел дым. Старшеклассники в тот день наблюдали за бомбежкой из класса на втором этаже с южного торца школы (СОШ №49), прильнув к окнам. Одна из бомб упала вплотную к школе, и их всех взрывной волной откинуло от окна вглубь класса, а стена, около которой они только что стояли, лопнула от взрыва сверху донизу».
Побережье Адлера разведывательная аэрофотосъемка летчиков Люфтваффе
К Сочи рвался коварный и жестокий враг не щадивший никого. В 1942 году при эвакуации раненых из госпиталей часто использовались вместительные баржи, которые буксиры тянули вдоль побережья в далекую от войны Грузию. Один из страшных рассказов о морской трагедии, разыгравшейся напротив устья реки Мацеста, показывает истинное лицо фашистов из Люфтваффе. Две сцепленные вместе баржи с раненными солдатами и красным крестом на борту, немецкие самолеты превратили в щепки. По рассказам переданным своим детям очевидцами тех времен, море было красное от крови. В Черном море из-за действий вражеской авиации за годы войны погибли сотни кораблей и тысячи советских людей.
Вечная память всем погибшим в той войне. Наши деды воевали за нас, чтобы мы больше никогда не услышали в небе вой пикирующего бомбардировщика.