Газета Сочи 1998 год. Грядут ли новые времена в градостроительстве?

Аватар пользователя Газета Сочи

«Новая метла» и сочинская архитектура

Впрочем, слово «градостроительство» по отношению к нашему городу в последние годы потеряло всякий смысл. Выйдешь на улицу, глянешь на окружающую невыразимую действительность. И чего только не понастроили в несчастном Сочи в роковых девяностых…

 

 

Помнится, в разговоре с главным архитектором города Игорем Ярошевским кто-то посетовал, что центр Сочи застраивается несколько хаотично.

 

Ну и что, - ответил поднаторевший в применении специфических терминов начальник сочинского Главупраграда, - эклектика - тоже, знаете ли, является направлением в архитектуре.   

 

И полез я тогда в словари, и узнал, что эта самая, извините за выражение «эклектика» не представляет собой ничего хорошего. Судите сами, если те, кто намечает концепцию застройки курортного, некогда славившегося архитектурным стилевым единством города, в конце XX века избрали своим инструментом – «отсутствие целостности, последовательности в убеждениях, теориях; беспринципное сочетание разнородных, несовместимых противоположных воззрений, в искусстве – формальное, механическое соединение различных стилей», то, наверное, пора нам в конце концов задуматься: тем ли путем идем товарищи?

 

В последние годы архитектура в Сочи практически превратилась в служанку, с готовностью выполняющую пожелания состоятельных хозяев. Изволили захотеть поместить в самом центре вилочку с плоской крышей, а-ля, «гагринский классицизм»? Прошу покорно, стройте. Желаете возвести из керамзитовых блоков и под оцинкованной крышей большущий, в стиле «баракко» магазин для продажи чего-нибудь – места не пожалеем, валяйте…

 

Архитектура здесь не ночевала, бал правит «беспринципная» (будем считать, что она виновата) эклектика, механически соединяющая на улицах курорта «различные стили» различной степени безобразия.

 

Когда-то в городе активно работали зодчие-планировщики. Они намечали ближайшие, так сказать, архитектурные рубежи. Проектировали что, где и когда построить. Здесь – магазин, здесь – туалет, а вот в этом месте будет дворец бракосочетаний или пионеров. К средине 80-х  напахали они славно – были сделаны технические проекты застройки многих микрорайонов, но тут ветер перемен разметал листы ватмана с аккуратно прорисованными планами, и началась строительно-архитектурная вакханалия.

 

Вместе с «новыми русскими» появились и «новые заказчики». Люди с неизвестно откуда взявшимися миллионами и представлениями о красоте. Тут бы руководителям сочинских зодчих и призадуматься. Лечь костьми, но самые лакомые куски сочинской прибрежной землицы уберечь от жуткой капитальной застройки. Не уберегли. Почему? Спросите у тех, кто заказывает и согласовывает проекты. Какие там у них складываются, выразимся мягко, «эклектичные» взаимоотношения, знает только рожь высокая да кондиционеры кабинетные.

 

Только ни о каких планах застройки сочинских районов речь уже не шла. Происходило все так: нашел кусок земли – молодец, действуй дальше. Узаконил землицу – умница! На саму стройку деньги остались? Тогда заказывай проект. Хочешь три башни и чтоб «вольва» твоя по балкону четвертого этажа ездить могла – сделаем!

 

Появилась плеяда архитекторов-согласователей. Творить им было, в общем-то, некогда – все силы и время уходили на пробивание бюрократических стен. Со временем дорога к новостройке (будь то храм или закусочная – все едино)превратилась в узенькую извилистую тропочку, по которой заказчика вели ловкие поводыри. 

 

Недавно у наших градостроителей появился новый куратор – заместитель главы администрации города Николай Кашников. Из разговора с ним выяснилось, что он тоже крайне недоволен сложившимся положением с застройкой Сочи.

 

 

Система будет такая, - сказал г-н Кашников, - будут стоять компьютеры, в которые будут заложены все перспективы развития города Сочи. Взять любой наш микрорайон. Магазинов, увеселительных заведений, даже туалетов не хватает! Зато в центре города кафе сидит на кафе, магазин на магазине и так далее. Поэтому стоит такая задача: каждый жилой район обсчитать по нормам, сделать проекты застройки и продавать не участки земли, а готовые проектные решения необходимых и полноценных в архитектурном отношении сооружений.

 

Если архитектура наша не способна этим заниматься, значит, будем менять архитектуру. Если я окажусь неспособным привести все в порядок, значит, уйду я. Думаю, что в ближайшие месяц-полтора мы объявим конкурс на замещение должности главного архитектора города. Выиграет его Игорь Ярошевский, значит, останется на своем посту, если нет – придет новый человек. Напоследок скажу: сегодня ясно видно, что в архитектуре нашей надо что-то менять.

 

 

На такой оптимистической ноте и закончился наш разговор. Будучи закоренелым (в силу трезвого взгляда на действительность) пессимистом, тем не менее, хотел бы пожелать новому заместителю главы администрации города поскорее претворить в жизнь свои неплохие планы.

 

Очень хочется, чтобы в разработке проектов сочинских микрорайонов приняли участие не только архитекторы старого закала, но и состоявшаяся в творческом плане молодая поросль сочинского зодчества. Если наши архитекторы оказались способными достойно представить Россию на мировом конкурсе по застройке центра Бухареста, то и с сочинскими градостроительными проблемами они, наверное, справятся.

 

Газета «Сочи» 1998 год. Автор В. Андреев