Старый мост через реку Сочи

Аватар пользователя Газета Сочи

Старому мосту, можно сказать повезло – если многие сооружения исчезли бесследно, то остатки его укреплений видны в районе остановки «Ривьера» с малого моста. Мост был построен примерно в 1901-1902 годах, и его сооружение имело большое значение не только для нашего города, но и для всего Черноморского побережья…

 

 

К тому времени Хлудовская сторона (нынешний район Новый Сочи) стала активно заселяться, а это был единственный мост, через который можно было перебраться в нижний город (нынешний центр). Как проходила переправа, когда его не было, во время сильных ливней или зимой, приходится лишь догадываться.

 

В начале 90-х годов прошлого века во многих губерниях России был сильный неурожай и голод. По особому вызову крестьяне из этих районов были посланы на строительство дороги на Черноморском побережье. Была проложена шоссейная дорога, которая соединяла Новороссийск и Сухуми.

 

На эту дорогу возлагались большие надежды в освоении края, были затрачены громадные средства. Но надежды эти быстро угасли, и до 1900 года здесь не построили ни одного моста.

 

Сочинский мост был один из первых. Выглядел он довольно эффектно: мощные каменные опоры, деревянный настил, перила. Поскольку мост был высокий, пришлось сделать насыпь для спокойного подъема и спуска. Обычно рядом с ним купались буйволы.

 

 

Миновав мост и спустившись по насыпи, можно было попасть на улицу Дагомысскую, нынешнюю Парковую. (Пожалуй, нигде в мире так не любят переименовывать улицы, города, как у нас. По моим подсчетам некоторые улицы Сочи переименовывались по 3-4 раза).

 

Рядом с мостом находилась «почтовая станция». Дело в том, что в сторону Туапсе и Адлера по береговому шоссе осуществлялось так называемое «почтовое сообщение» на рессорных бричках, в которые запрягались лошади. Поменять лошадей или нанять бричку можно было на таких станциях.

 

Река в то время выглядела иначе, не было каменных стен, часто случались наводнения, иной раз вода доходила до Платановой аллеи.

 

В тридцатых годах началась генеральная реконструкция курорта. В это же время начали прокладывать Курортный проспект и построили прекрасный Ривьерский мост. К пятидесятым река была одета в бетон, а о наводнениях почти забыли. Хотя и по сей день река изредка напоминает о себе, выходя уже из новых бетонных берегов.

 

 

Во второй половине пятидесятых годов кем-то было принято решение снести старый мост. На улице Парковой убрали насыпь. Поломали настил, перила, а с каменными опорами никак не могли справиться. Для того, чтобы их разрушить, пришлось приложить громадные усилия.

 

Со временем рядом был построен легкий, изящный, красивый новый мост.

 

Я не архитектор, и мне трудно сравнивать, какой мост лучше. Но все же старый мне нравился больше. По крайней мере, был бы памятник истории, не говоря уже о том, какие громадные средства можно было сберечь.

 

Автор Юрий Каганович. Газета «Сочи» 1992 год.